«Не мечтаю о Ла Скала». Ведущий баритон Большого Владимир Громов о важном в работе

0

"Не мечтаю о Ла Скала". Ведущий баритон Большого Владимир Громов о важном в работе

Почему мурашки бегут по коже и кровь стынет в жилах во время песнопения Скарпиа в опере Пуччини или бежит слеза от мольбы к небесам шута Риголетто, который может потерять единственную дочь, в шедевре Верди? По мнению народного артиста Беларуси Владимира Громова, все дело в магии оперы. Беседуем с ведущим баритоном Национального академического Большого театра оперы и балета о том, почему он не мечтает о Ла Скала, гордится своим легендарным прадедом и верит в бессмертие оперного искусства.

«Непознанного осталось столько, что мечтать устанешь»

— В августе вам исполняется 50 лет. Любовь зрителя, звание народного, спецпремия Президента, главные партии в спектаклях — это очень солидный капитал для артиста. О чем еще может мечтать один из главных баритонов страны? О Ла Скала?

— Не мечтаю о Ла Скала и говорю об этом не кривя душой. Считаю, что я счастлив тем, что делаю в стенах Большого театра. Радость творчества состоит в том, чтобы через музыку передать свое ощущение жизни, раскрыть душу и отдать все, чем она переполнена, людям. А уж где именно это произойдет — не столь существенно. Я пел на многих мировых известных площадках, участвовал в зарубежных концертах и спектаклях, исполнял произведения кантатно-ораториального жанра. Это было интересно, потому что каждая сценическая площадка в плане архитектуры и передачи звука имеют свою изюминку. Для вокалиста петь в акустически комфортном зале, который еще украшает его голос, поистине подарок судьбы. Я очень горд, что служу именно в нашем театре, где меня окружают отличные профессионалы, хорошие люди, единомышленники. Вижу, насколько важно для них донести суть гениального произведения и образ до зрителя, увлечь своей игрой, заставить сопереживать.

"Не мечтаю о Ла Скала". Ведущий баритон Большого Владимир Громов о важном в работе

Спектакль — живой, он здесь и сейчас. Неповторим в каждое мгновение своего полета над зрительным залом. Это одномоментный продукт, который нельзя пощупать, поставить в холодильник, сохранить, а утром доесть… Он существует, пока зритель в зале и артист на сцене, а потом «растворяется». Ведь даже снятые на пленку спектакли не в силах передать магию присутствия, эмоции и энергетику сценического действа.

— А все-таки — какие мечты еще не осуществились?

— Возвращение в репертуар Большого шедевров Модеста Мусоргского — «Хованщины» и «Бориса Годунова». С большим удовольствием спел бы Симона Бокканегра в одноименной опере Верди. Запал позволяет пока исполнить и моцартовского Дон Жуана. Много интересного еще не спето. Причем как из оперной, так и из концертной музыки. Непознанного и неохваченного осталось столько, что мечтать устанешь.

"Не мечтаю о Ла Скала". Ведущий баритон Большого Владимир Громов о важном в работе

— Вы выросли в музыкальной семье. Папа — виртуозный гитарист, мама — известная певица. С детства вас обучали игре на музыкальных инструментах. Внутреннего сопротивления не возникало?

— В ламповую эпоху дети общались не в интернете, а на улицах. Конечно же, как и любому ребенку, мне хотелось туда, где друзья играют в футбол, хоккей и катаются на велосипеде. А приходилось часами сидеть за гитарой. Процесс освоения любого музыкального инструмента непрост: недостаточно научиться приемам игры и вызубрить произведение. Нужно довести движения руки до автоматизма, сделать так, чтобы материал отразился на уровне мышечной памяти, импровизировать, развиваться… Родители объясняли: если день не занимался — сделал два шага назад. Так и есть. Ведь когда творческий человек перестает совершенствоваться в своей профессии, наступает регресс.

«Белорусский язык заставляет работать певческий аппарат более сочно»

— Владимир Громов — звучит как псевдоним…

— …но им не является. Наша фамилия идет из города Ярославль, где когда-то жила семья отца. Его дед был губернским военным комиссаром, в честь которого названа одна из улиц города. В Ярославском краеведческом музее есть стенд, посвященный моему прадеду. Гордиться есть чем, но не стоит забывать и об ответственности перед своей фамилией.

"Не мечтаю о Ла Скала". Ведущий баритон Большого Владимир Громов о важном в работе

— За 20 лет в театре вы сыграли сотни спектаклей. Какие партии в числе любимых?

— Это сложный вопрос. Все партии — любимые, потому что каждую из них выносил внутри себя, «родил» и вынес на сцену. Конечно, какие-то роли позволяют раскрыться глубже, показать грани актерского мастерства, ярче заявить о себе. К примеру, для меня это партии барона Скарпиа в «Тоске», Графа в «Свадьба Фигаро», Риголетто, Макбета и Онегина в одноименных постановках.

— Говорят, что итальянский язык ложится идеально на голос артиста в опере. А что скажете о белорусском? Вы пели в национальных операх «Седая легенда» Смольского и «Дикая охота короля Стаха» Солтана. Можно ли передать красоту и мощь звучания оперы на мове?

— Когда я работал над ролью Белорецкого в «Дикой охоте», то купался в певучести нашей мовы, испытывая особое воодушевление и трепет. Дело в том, что белорусский язык заставляет работать певческий аппарат более сочно, нежели русский. Сейчас, помимо оперы, пою на белорусском языке и камерную музыку, и песни — это добавляет еще больше тембральной красоты в голос.

"Не мечтаю о Ла Скала". Ведущий баритон Большого Владимир Громов о важном в работе

«Жизнь не настолько поверхностна, как ее отражают в поп-музыке»

— Говорят, опера не близка молодым людям. Они предпочитают более простой, порой и примитивный, звуковой фон. Согласны с суждением, что опера умирает вместе со своим зрителем, который находится уже в почтенных годах?

— Абсолютно нет! Опере уже 400 лет, а она живет. Многим спектаклям, которые идут сейчас на сцене, по веку и более. Они никуда не делись за эти сотни лет, к ним пробуждается все новый интерес. В той же поп-культуре единицы исполнителей или музыкальных произведений за последние 100 лет остались в памяти. Послушайте, что звучит сегодня в теле- и радиоэфире: дикция отсутствует, незамысловатые тексты, навязчивые фразы и мелодии. Думаю, жизнь не настолько поверхностна, как ее отражают в поп-музыке. Почему старые песни, которые часто слышим на праздниках, публика воспринимает на ура? Они писались душой и сердцем, в них заложен глубокий смысл. Классическая музыка возвышает человека, пробуждает в его душе лучшее. Опера — это великий музыкальный жанр, который умеет захватить зрительское сердце и покорить его безраздельно. А потому она бессмертна.

Буквально на днях стало известно, что в номинации «За выдающийся вклад в культуру и искусство» Владимир Громов удостоен премии СНГ «Звезды Содружества». Церемония награждения лауреатов состоится в Бишкеке в сентябре на Форуме творческой и научной интеллигенции СНГ.

| Елена ЕЛОВИК, газета «7 дней», фото БЕЛТА и Большого театра.

ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ

Читайте также:

Одежда для «Песняров» и похвала от Фурцевой. Кто шил лучшие сценические костюмы в БССР?

Три женщины, которые делают театр. Почему они провели в Большом всю жизнь?

Большой театр для детей. Почему стоит сводить ребенка на оперу «История Кая и Герды»?

Источник: www.belta.by

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.