ДОСЬЕ: К 100-летнему юбилею народного артиста Беларуси Генриха Вагнера
Фото из архива
Одному из крупнейших белорусских композиторов второй половины ХХ века, народному артисту Беларуси, профессору, лауреату Государственной премии Беларуси и премии Ленинского комсомола Генриху Вагнеру исполняется 100 лет со дня рождения.
Композитор Генрих Матусович Вагнер родился и вырос в польском городе Жирардув 2 июля 1922 года в семье музыканта Матуса Вагнера. Родители решили его дальнейшую судьбу: он должен был пойти по стопам отца и стать музыкантом. Начиная с семи лет Генрих стал посещать школу и одновременно брать уроки музыки. В 1936 году сбылась заветная мечта юноши: он стал студентом Варшавской консерватории.
В Минск Вагнер приехал из Варшавы в 1939 году, когда началась Вторая мировая война. Единственным возможным спасением была эмиграция, которая, думалось, будет временной, но продлилась всю жизнь. Беларусь стала второй родиной Генриху Вагнеру. С началом Великой Отечественной войны он эвакуировался в Душанбе, где работал концертмейстером в Таджикской государственной филармонии, а с 1943 года стал заведующим музыкальной частью фронтового театра. В 1945-м он вернулся в Минск и продолжил свое обучение в консерватории. В 1948-м завершил учебу по классу фортепиано у прекрасного пианиста, профессора Григория Шершевского и по классу композиции — у классика белорусского искусства Анатолия Богатырева. В 1976 году Генриху Вагнеру присвоили звание доцента, в 1988 — профессора.
Вагнер освоил лучшие традиции белорусского академического искусства. Его интересовали и белорусский фольклор, и история. Его произведения многогранны: они наполнены энергией жизнерадостности и оптимизма, светлой эмоциональностью, динамичным движением, остродраматическими образами, глубокой лиричностью и созерцательностью.
Основное место в творчестве Генриха Вагнера занимают произведения крупной формы, среди них опера «Тропою грома» (по мотивам повести В.Быкова «Волчья стая»), первая белорусская телеопера «Утро» (по поэме «Песня о славном походе» А.Кулешова), три балета («Подставная невеста», «Свет и тени», «После бала»), две вокально-симфонические поэмы («Вечно Живые» и «Героям Бреста»), четыре симфонии, три концерта для фортепиано с оркестром, концерты для виолончели, кларнета, скрипки, цимбал.
Он также автор целого ряда камерно-инструментальных произведений для различного состава, хоров, романсов, песен, музыки к телеспектаклям и радиопостановкам, документальным, теле- и художественным фильмам, наиболее известным из которых является фильм «Полонез Огинского».
Много внимания композитор уделял созданию и обработке народных песен, мелодий самодеятельных композиторов, созданию произведений для юных музыкантов («Детский альбом» для фортепиано и «Юный скрипач»).
К 30-летию Победы Генрих Вагнер завершил одно из своих самых значительных произведений — вокально-симфоническую поэму «Героям Бреста», в память о тех, кто сражался в крепости в 1941 году и потряс мир самоотверженностью и бесстрашием. Тема борьбы советских людей за свободу и независимость Родины широко воплощена и в других произведениях композитора, в которых героика сочетается со скорбной лирикой и напряженным драматизмом. Незабываемы песни Генриха Вагнера «Белорусская комсомольская» и «Комсомольская баллада», «Суворовцы» и «Тропинка». Произведения композитора волнуют своей человечностью и искренностью.
В 1988 году за плодотворную творческую деятельность по развитию белорусской музыкальной культуры Вагнеру было присвоено звание народного артиста БССР. Также композитор награжден орденом Дружбы народов за большой личный вклад в развитие музыкального искусства и медалью Франциска Скорины.
Умер Генрих Матусович Вагнер в 2000 году.
17 июня 2022 года в зале нотных и аудиовизуальных документов Национальной библиотеки Беларуси открылась выставка «Музыкальный мир Генриха Вагнера», посвященная столетию со дня рождения белорусского композитора. В экспозиции представлены его нотные сборники произведений, а также материалы, посвященные событиям его творческой жизни.
Великий композитор всегда стремился обогатить традиции белорусской музыки современными средствами музыкальной выразительности. Его вклад в белорусское национальное искусство неоценим, его имя навсегда вошло в летопись музыкальной культуры страны.
Фото kino-teatr.ru
Источник: www.belta.by