Главная » Год культуры » Гимназия создает музей
Информация к новости
27-06-2016

Гимназия создает музей

Категория: Год культуры

Работа ведется с 2015 года по инициативе директора гимназии Натальи Мохоревой.

— Калинковичи стали городом именно благодаря железной дороге. В нашем городе живет немало железнодорожников, ветеранов магистрали, их родственников и членов семей. История развития железнодорожного транспорта в Калинковичах уже насчитывает 134 года. Ее необходимо каким-то образом запечатлеть, передать молодому поколению. Поэтому и решили создать в гимназии мини-музей железнодорожников, — говорит Наталья Владимировна.

Стендовая композиция состоит из нескольких тематических щитов, объединенных лозунгом «Вся наша жизнь — железная дорога». И в этих словах нет преувеличения. Вглядываясь в прошлое Калинковичей, мы видим множество важных событий, но поистине знаковым для судьбы нашего города стало строительство в 1882 году Полесской железной дороги, которая стала частью транспортного коридора, соединившего Восток и Запад. Началось движение поездов по маршруту Брест – Пинск – Гомель. В этом же году основана станция Калинковичи, а спустя четыре года вступило в строй локомотивное депо. До Октябрьской революции в депо насчитывалось 8 паровозов приписных серии «ОВ», на станции работал один маневровый локомотив. Через станцию проходили 2 пассажирских и 6 грузовых поездов в сутки. Скорость поездов не превышала 15 км/ч. В 1915 году в результате строительства участка пути «Жлобин – Овруч» Петербургско-Одесской дороги Калинковичи превратились в железнодорожный узел.

В послевоенный период в депо стали поступать более мощные паровозы серии «СО» и «Д», а в 1965 году начался переход на тепловую тягу.

Вся эта информация размещена на стенде «Здесь будет город заложен». Наибольшее внимание привлекает телеграмма Управления Казенных железных дорог Российской империи на адрес заведующего главной инспекцией о разрешении движения по Лунинец – Гомельской дороге с 15 февраля 1886 года, а также фотографии Калинковичского железнодорожного вокзала, сделанные в 1918-м и 1967-м годах.

Название следующего стенда «Они сражались за Родину» говорит само за себя.

22 июня 1941 года жизнь калинковичан, как и всего советского народа, перешла на военные рельсы. Борьба с фашизмом приняла всеобщий размах. С самого начала оккупации в городе были созданы несколько подпольных организаций. Одной из первых стала действовать группа на железнодорожном узле в составе П.С. Ануфриева, И.В. Змушко, В.И. Боровика и их соратников.

Подрывную деятельность подпольщики начали с ряда диверсий. На их счету 54 случая схода подвижного состава с рельсов, повреждение и вывод из строя 14 паровозов и более 100 вагонов. Из-за аварий немецкие составы задерживались в пути на 12 – 15 часов.

На стенде — список членов подпольной организации на железнодорожном узле, а также — фотографии железнодорожников Ивана Мохорева, Николая Киселюка, Петра Ануфриева, Ивана Змушко, Василия Боровика, Якова Дорошко, которые вели подпольную и партизанскую борьбу с врагом, участника Парада Победы в Москве Владимира Козлова.

Отдельный стенд посвящен станции Калинковичи, которая в начале ХХ века состояла из паровозного депо и двух паровозовагонных парков: Полесского и Подольского. Огромный ни с чем не сравнимый урон предприятию нанесла война 1941 – 1945 годов. Когда после освобождения Калинковичей от немецко-фашистских захватчиков 14 января 1944 года начались восстановительные работы, то железнодорожный узел был полностью разрушен. Восстановительные работы велись в невероятно тяжелых условиях, часто под бомбежкой вражеской авиации.

Трудовой порыв послевоенного поколения позволил быстро восстановить разрушенное войной хозяйство. В 1950 – 70 годах грузопоток и пассажиропоток по станции Калинковичи значительно увеличились, улучшилось качество подвижного состава, возросла мощность локомотивов.

В 1970 году был возведен переходный мост через Полесский парк на Подольскую сторону, построена сортировочная горка, 7 новых путей и др. В настоящее время горка реконструирована и работает в автоматическом режиме.

Коллектив станции Калинковичи сегодня — это 330 работников, значительное количество которых составляют трудовые династии из трех и более поколений. Ежесуточно со станции отправляется 40 пар пассажирских и грузовых поездов, объем погрузочных работ составляет более 200 тысяч тонн в год.

За высокие трудовые достижения коллектив станции Калинковичи неоднократно награжден переходящим Красным Знаменем, становился победителем республиканского отраслевого соревнования по итогам 2013 и 2014 годов.

Тематический стенд «Станция Калинковичи» украшают фотографии Почетных железнодорожников: составителей поездов Федора Метлушко, Николая Репича, маневрового диспетчера Николая Гуда и начальника станции Калинковичи в 1988 – 2003 годах Григория Дворака.

В ближайших планах администрации гимназии — создать в нынешнем году ко Дню железнодорожника стенды об истории дистанций пути, сигнализации и связи, а также локомотивного депо.

— Важно, чтобы учащиеся знали о том, на каких предприятиях работали дедушки и бабушки, работают родители наших гимназистов. И не только знали, но и могли гордиться своими родственниками. В этом и проявляется связь поколений, и заключается патриотическое воспитание, — отметила Наталья Мохорева.

В мае 2016 года экспозицию пополнил стенд «Смугнар», который подробно рассказывает о деятельности отважных молодых подпольщиков.

В отдельную экспозицию собраны Почетные грамоты ветерана Великой Отечественной войны, бывшего заместителя начальника Калинковичской дистанции пути Ивана Мохорева.

Официальное открытие музея намечено на осень нынешнего года. Пока же фонды пополняются материалами. Среди них наиболее привлекают внимание фонарь обходчика пути и форменная фуражка дежурного по станции. Это — подарок от калинковичских железнодорожников. Фотоматериалы предоставлены ветеранами-железнодорожниками и членами из семей. Дополняют экспозицию учебные пособия, инструкции для работников железной дороги минувших поколений.

Большую работу по созданию экспозиции проводят бывший начальник отдела идеологии райисполкома Наталья Михайлова, заместитель главного редактора районной газеты “Калінкавіцкія навіны” Александр Веко, краевед Александр Лякин, учителя гимназии Светлана Канаш и Елена Кохан.
Руководство гимназии высказывает им большую благодарность, а также обращается к читателям газеты с просьбой предоставить материалы, которые могут быть интересны для музея железнодорожников.

Сергей СЕРГЕЕВ

Облако тегов

Архив новостей

Июнь 2018 (10)
Май 2018 (16)
Апрель 2018 (27)
Март 2018 (31)
Февраль 2018 (17)
Январь 2018 (35)
^